Индуктивность в ФНЧ и 75ГДН
Автор: StarIK (Взято с форума)
Начнем с того, что в мае этого года я занимался твиком 25АС-227 (распорки, звукопоглотитель, замена 20ГДС на Visaton SC13/8, изготовление новых фильтров и т.д.).
Так вот, в процессе настройки столкнулся с проблемой: связка 10ГИ и SC13/8 давали быстрый, даже слегка резковатый звук, а вот 75ГДН бухтел как дешевый киношный саб и никак не хотел сращиваться с остальными динами. Попытки поиграться с частотой раздела ничего не давали - низко SC13 работать наотрез отказывался (не смотря на то, что снизу я его порезал вторым порядком), а 75ГДН откровенно начинал врать на средних частотах.
После долгих экспериментов выяснилось, что виновата в этом индуктивность в ФНЧ, стоящая последовательно с 75ГДН. Номинал 3,0 mH разработчиком был выбран правильно, а вот активное сопротивление 0,8 Ом (при активном дина 3,2 Ом!) – это просто ни в какие ворота.
Соответственно встала задача – изготовить индуктивность 3,0 mH с минимальным активным сопротивлением. В наличии был только провод диаметром 1,7мм. Посчитал. Оказалось, что при весе более 1,1кГ и лошадиных размерах (не позволяющих её засунуть в этот безобразно маленький ящик), сопротивление получится целых 0,4 Ом. Тупик… ЧТО ДЕЛАТЬ?..
Выходит что подвиг Кости Мусатова в этой АС повторить не удастся. Да и не стоят они того. Не тот случай…
И вот здесь огромный респект и низкий поклон Троэлсу Грависену!!!
Посмотрел у него на сайте как сделаны фильтры в его «3-Way Classic» и удивился – оказывается, что, при номинале индуктивности 3,9 mH, активное сопротивление индуктивности в ФНЧ вуфера его АС всего 0,2 Ом!
Дело в том, что она намотана на стальном не замкнутом сердечнике и Троэлс радостно пишет о том, какая это великолепная индуктивность.
А нам кто мешает?
Сказано – сделано. Нашел старый трансформатор на сердечнике ШЛ сечением 10см[], снял обмотки, разделил его пополам, из стеклотекстолита изготовил два каркаса и намотал провод 1,7мм (хватило всего 120 витков!). В результате получились две катушки индуктивности с активным сопротивлением менее 0,2 Ом(!). Впаял получившихся монстриков вместо родных недоразумений, включил музыку и… О ЧУДО!!!!!
Звук изменился кардинально! Это было что-то!
После окончательной подстройки, замены проводов на 4мм и конденсаторов (параллельно 75ГДН) на полипропиленовые звук девайсов преобразился до неузнаваемости. Зазвучало все: тяжмет, старый хард, блюз, джаз, клубняк и даже (как позже выяснилось) классика. У бочки вдруг появился пластик, у бас гитары струны, у контрабаса дерево! Бас-гитара Джако Пасториуса вдруг начала разговаривать, стало слышно дыхание его комбика. Звуки имеющие жесткий фронт и богатый спектр вдруг зазвучали одновременно из всех динамиков, точнее динамики стало не слышно – звучала МУЗЫКА! А при большой громкости по спине иногда ползли мурашки, особенно на записях живых концертов с не убитых студией динамикой. Адреналин голимый! И все это с 75ГДН. Фантастика!
Конечно супер-хайэндом эти девайсы не стали, все-таки дины не те и боксы НЧ и СЧ сильно провалены в минус, но заявка на это звание прозвучала серьезная.
P.S. Это я к чему?
Просто с подобной проблемой наверняка сталкивался каждый колонкостроитель 3-ех полосных девайсов, и не только с 75ГДН. Можно конечно тупо следовать заповедям хай-эндовских гуру, типа катушки должны быть только с воздушным сердечником, а можно взять и попробовать.
(Уж парочка лишних телевизионных ТС180 илиТС200 наверняка у каждого в гараже валяется. )
_____________________________
С уважением, Игорь К.